Авторы статьи благодарят за идею Татьяну Наумову, проводившую аналогичное социологическое исследование в Москве

Если задуматься, то первый вопрос, который приходит в голову, когда смотришь на анкету - нахрена такое вообще делать? Ответ прекрасен в своей простоте и лаконичности  - хз. Может, авторам делать нечего, вот они и решили выпендриться, типа, умные, знают много разных серьезных слов и умеют работать с большими объемами данных (ну как большими - хотели большие объемы, а получилось, что получилось). Хотя стойте, о чем это мы, давайте высоким слогом - нам небезразлична судьба квестов в Беларуси, ибо, как рассказывают некоторые особо ушлые, успевшие поиграть и в других странах особы (или особи? хм…)  - уровень квестов в нашей стране достаточно высокий. Не смейтесь - да, нам есть чем гордиться, помимо драников и Домрачевой. 

Первое, что нужно сказать - и мы говорим искренне - спасибо всем тем 154 смельчакам, которые не побоялись наших вопросов и таки рискнули на них ответить. Спасибо за ваш вклад в развитие квестов Беларуси! Вот это сейчас всерьез и без сарказма. А дальше с сарказмом - это офигеть какими смелыми нужно быть, чтобы отвечать на анонимный опросник. Хотя, может, все очень занятые и выкроить 10-15 минут на какие-то дурацкие вопросы для какого-то дурацкого сайта - совершенно невыполнимая задача. Или в группе из 4893 человек (по данным на 12 февраля 2019 года - это для истории) всего 154 активных члена (остальные пассивные члены, получается, что ли?). Именно так и будем считать: это самая активная и заинтересованная часть квест-индустрии и на них мы будем равняться. Потому что что (и фиг вам - это не ошибка печати) нам дают эти ответы - они помогают понять, чего хотят женщины квестеры и - по последним веяниям политкорректности - квестерши. Или квестерки? Или квестерницы? Или вообще квестерихи? К черту - просто люди, увлекающиеся квестами. И если мы знаем, чего хочет аудитория, - мы можем ей это дать. Или, по крайней мере, постараться. И вот тут мы будем вам открывать неизведанные глубины разума наших игроков. И еще один момент - учитывая, что выборка все-таки оказалась не очень большой, мы оговоримся - о действительно работающих настоящих результатах говорить сложно. Это тенденции, общие мотивы и возможности.
Итак, как же выглядит сферический конь в вакууме среднестатистический квестер в Беларуси? Погнали по порядку. 

Статья о квестах, квестоманах и статистике

А вы не из милиции случайно? или Личные данные

Если говорить о гендерном балансе - тут у нас практически равноправие. Вообще первая сотня игроков шла ноздря в ноздрю - открывают авторы диаграмму, и душа перфекциониста ликует: 50% эм и 50% жо, идеально разделенный пополам статистический кружочек. Потом все же женские анкеты перевесили -  строго по количеству их на 30 больше, чем мужских. Но по нашему мнению, это как раз тот случай, когда выборка решает все - для точного и уверенного ответа на вопрос, ходят ли женщины на квесты чаще мужчин, у нас слишком мало данных. Еще мы можем развить прекрасную тему о том, что девушки более открыты и не боятся заполнять анкеты в то время, как мужская часть населения зачастую тихарится и не так откровенна.
Что касается возраста, то более 75% опрошенных - это взрослые адекватные (или не очень) личности (или не очень) в возрасте от 22 до 35 лет. Есть парочка молодых, да ранних (отлично, подрастает следующее поколение!), и, что искренне порадовало и согрело наши сердца, - целых три человека старше 40. Ура, товарищи!
Сфера деятельности и образование тоже не стали удивлением и открытием - технарей и гуманитариев примерно поровну (и снова привет слишком малочисленной выборке), а высшее образование у нас имеют и жук и жаба 80 % населения.
Итак, со скучной информацией личного плана закончили, переходим к более интересным разделам. 

Квестовый бэкграунд (да, мы знаем, что для тех, кто вставляет в свою речь англицизмы, в аду приготовлен спешл кэттл), или У кого больше 

Статья о квестах, квестоманах и статистике Понятно, что анкету по квестам будут заполнять люди как минимум знающие, что это такое. У одного из авторов возник небольшой вопрос, откуда о ней узнали 20 уникумов, прошедших 1-5 игр, но эти мысли мы оставим на потом. Второй соавтор предполагает, что эти ребята просто подписались на новости нашего чудесного сайта, вот к ним в новостях информация и свалилась. Имена семи человек, прошедших 100 квестов и больше, сильно поднатужившись, мы, наверное, даже сможем перечислить. А дальше будем жечь - 109 человек из 154 опрошенных (70%, Карл!) прошли от 5 до 50 квестов. Это значит, что они пойдут дальше: квестовая ломка - та еще вещь, скажем мы вам. Конечно, вы можете возразить - ой, что там сотня умалишенных. А вот хрена лысого, именно эти люди - живой доход для квестмейкеров. Простите, уважаемые игроки, но это суровая реальность - в 50% случаев вы приведете как минимум на один квест своих друзей-новичков, которых тоже может затянуть опасная трясина (вот тут можно вспомнить гениального Никулина и всплакнуть на мотив бессмертной песни). Так что мы считаем, что это достаточно неплохой результат, который говорит о том, что аудитория у квестов есть и будет. Несчастные 18 человек, прошедшие от 50 до 100 квестов, сидят по домам, воют на луну, нервно листают Экстру в поисках новых открытий и ждут Гарри Поттера, Ведьмака, Хижину (нужное подчеркнуть, при этом мысленно представить грустного ждуна с табличкой “жду квест Х”) .
Что касается географии. Безусловно, 97 % играли в Минске. Еще бы - анкету запилили в Минске, основная аудитория квестеров находится в Минске, самое большое количество квестов по Беларуси тоже в Минске. Радует, что наши люди обратили свои взгляды на другие города нашей вполне объятной родины. Интересен еще один показатель - 32 человека играли в квесты в России. Ау, люди, вы где? Мы хотим подробностей с комментариями, куда нужно идти, а что лучше обойти стороной и не тратить кровно заработанные шекели. То же самое касается 14 счастливчиков, посетивших другие страны. Iryna, между прочим, ваш соавтор Green Fairy один из этих счастливчиков - мне удалось побывать на весьма хреновом квесте в славном городе Варшаве. Две мысли: а) лучше бы я эти деньги пропила, б) в Минске квесты на очень достойном уровне.

Не прячьте ваши денежки по банкам и углам,
Несите ваши денежки...

Статья о квестах, квестоманах и статистике

Собственно говоря, о деньгах. Вопрос денег - это всегда больно. Иногда даже очень. Поэтому мы осторожно отнеслись к ответам на вопросы, связанные с финансовой составляющей. Приятно, что есть люди, готовые отдать за квест больше 40 рублей - 17%. Кстати, половина из них посетили до 10 квестов, так что, возможно, ребята еще просто не подсели на квестовую лихорадку, когда все свободные денежки уходят на квесты. Либо уровень дохода позволяет, чего мы искренне желаем всем квестоманам (сейчас тоже без иронии). Тех, кто готов платить до 15 рублей за игру, всего 7%.  Если говорить исключительно сухо и в цифрах, то опрашиваемые разделились между остальными суммами приблизительно в равных количествах. Наверное, для большей объективности следовало бы добавить еще графу “Какой процент от вашей заработной платы составляет сумма, которую вы готовы заплатить за один квест?” Человеческим языком - у кого-то зарплата 500 рублей, и он готов отдать 5% на игру - это 25 рублей (мы, хоть и лингвисты, подсчитали, причем без калькулятора - это Green Fairy за себя говорит). А у кого-то зарплата 2000 рублей, и он тоже готов отдать 5%. Только вот в рубликах это уже 100. В общем, мы сделали такой вывод: люди, посещающие квесты, готовы за них платить. 

Белоснежка и семь гномов, или с кем идти за Клинским 

Статья о квестах, квестоманах и статистике

На квесты наши люди предпочитают ходить одной командой (50% всех ответов, 50% на все остальные варианты), причем половина опрошенных предпочитает играть вчетвером. И мы согласны с этим (с качеством, не с количеством) - пусть зло, но свое, знакомое. Понятно, где подлянку может сделать, где прятаться будет, а в отдельных случаях сразу ясно, кого в колодец можно запихнуть и крышечкой сверху закрыть.
Интересно соотношение вариантов по количеству игроков в классике и перфомансах. Большинство игроков предпочитает ходить на классические квесты вчетвером (68%). На перфомансы таким составом любят ходить не намного, но все же меньше людей (57%). Один человек полагает, что классику лучше всего играть вдвоем, и никто не хочет идти вшестером. А вот с хоррорами все не так просто. С одной стороны, пять человек требуют соло-режим и шесть - игру в паре, с другой, восемь человек - команду из 6 и более игроков. Можно ли делать какой-либо вывод? А мы не знаем - подумайте сами, что мы все время вам на блюдечке варианты приносим. 

Вы или вас, или Классика или хоррор?

Статья о квестах, квестоманах и статистике

Если сравнивать минские результаты с подобным исследованием (да-да, мы гордо именуем все наше народное национальное творчество исследованием), проведенным в Москве, то можно сказать, что наши люди в равной степени любят и классику, и хоррор. Хотя хоррор все-таки немножко больше: 56% против 44%.
Почти две трети опрошенных предпочитают квесты с актерами. Мы считаем, что это вполне закономерный результат. Еще раз вспомним исходные данные - большинство заполнивших опросник - игроки опытные, а следовательно, бывали и на квестах с актерами, и без. И мы вполне понимаем, что участие актера может значительно разнообразить эмоции от квеста. Есть с кем поговорить (ага, мы на квесты ради поговорить ходим), есть от кого побегать (соскучились мы по догонялкам детства), есть кому пузико почесать (подробностей не просите - пусть это останется нашим милым воспоминанием).  

Likes and Dislikes, или А шо-таки вам не нравится?

Статья о квестах, квестоманах и статистике

Что же любят и что наоборот - терпеть ненавидят наши игроки (вот тут у лингвистов задергался глаз?). Давайте посмотрим, какие факторы влияют больше всего на впечатления от квеста. Возможно, кому-то это может показаться странным, но только 6,5% опрошенных отметили важность оформления или вообще наличия гостевой зоны. Так что, наши дорогие квестмейкеры, плюшевых диванов и стриптизерш с клубникой нам в гостевой зоне не надо, лучше потратьтесь на хороший антураж и загадки - почти 90% отметили это как ключевой фактор. 40% обозначили, что для них важно поведение администратора и оператора. Театр начинается с вешалки, а квест - с оператора, так что имеем это в виду и мотаем на ус - клиентов сходу не посылаем, в телефон или компьютер при них не рубимся (бывали в нашей практике подобные грустные случаи), любуемся ими и улыбаемся, даже если клиенту хочется звездануть в глаз (да, мы, игроки, иногда совсем неуравновешенными бываем), можно даже иногда в попу слегка задувать. Интересно, что только 40% отметили технологичность. Вообще для авторов технологичность - это что-то сродни слову “трансцендентность”. То есть когда его слышат - все с умным видом кивают, мол, понятно, чё тут непонятного, а при уточняющем вопросе как-то сразу грустнеют. Если квест посвящен тематике Древнего Египта - какая  в жопу технологичность? Дверь в гробницу открылась - и ладно, не с пульта же ее открывать. Для нас важно, чтобы механизмы в квесте были не заметны. Наверное, это и можно назвать технологичностью высочайшего уровня. Вообще когда-нибудь наступит тот прекрасный день, когда наш специалист по работе с клиентами Павел Викторович Шишов проведет небольшой ликбез и все-таки расскажет нам, что же это за зверь такой, технологичность.

Но мы отвлеклись. Продолжаем.
Игроки чаще обращают внимание на звуковое сопровождение в хорроре, нежели в классике (56% против 27%). Оно и понятно: когда ты занят разгадыванием тайн и загадок, фоновая музыка - это милое приятное дополнение. А вот когда ты в темной-темной комнате пытаешься найти включатель / выключатель или ищешь, где бы спрятаться от ретивых зомбяков - тут каждый звук может вызвать инфаркт миокарда. И в классических квестах, и в хоррорах мы ценим сюжет и антураж. Да, господа. Чтобы сделать хороший качественный ужастик, недостаточно выключить свет в локациях и пустить дым вперемежку с музыкой из самых страшных кинофильмов современности. Тут тоже придется поработать и мозгами, и руками.
Одинаково важны в хорроре качество / количество контакта и интерактив, получаемый от актеров (или вообще возможность оного). И целых 40 % - а мы считаем, что это много, - считают важной внешность актеров. Вот тут мы полностью согласны - намного приятнее, когда тебя, всю такую на лабутенах и в ох**тельных штанах, в клетку несет / по полу тащит красивенький молодой человек. А если его еще и пощупать удастся - квест удался (эту тему мы развернем  подробнее в части про вип-режимы - демонический смех за кадром). Да и парням, наверное, не так обидно трындюли получать от спортивного подтянутого мужчины, чем от какого-нибудь дрища.

А вы в теме? или Ты туда не ходи, ты сюда ходи

Статья о квестах, квестоманах и статистике Интересно, что до сих пор людей интересует тематика побега из тюрьмы, 42% выбрали этот пункт. Казалось бы - квесты в принципе с этого начинались, сколько уже их было, вполне можно было бы устать от однообразности. Ан-нет - не надоедает люду нашему быть в наручниках / мешках на головах. Милота, да и только. Также в лидерах приключения / вестерны (57%) и квесты по мотивам фильмов (55%). Отдельный привет человеку, ответившему, что ему интересна тематика фЕнтези. Два филолога и так знали, но на всякий случай еще в словаре проверили - фЭнтези, и никак иначе. Так что приплюсовываем ваш голос к 40% выбравших фЭнтези.

 

 

Вообщем, евоный, експрессо и другие ужасы

Статья о квестах, квестоманах и статистике

Что касается разделения предпочтений квестеров на страшных играх - что ж, тут каких-либо однозначных результатов и версий мы не получили, но одно можем сказать точно - у нас люди не особо любят “маньячку” - всего 16 человек выбрали данную тематику в качестве любимой (ну или скромные и не признаются все). В остальном - ответы разделились примерно поровну. Вы можете спросить - а на кой икс вообще подобные вопросы и разделения? И вот вам ответ - в зависимости от типа квеста квестмейкеры выбирают те или иные способы воздействия на нашу многострадальную психику. Эти способы отличаются - уж поверьте нам. Хотя, если у вас за плечами и те, и другие игры, вы понимаете, что тут имеется в виду. Мы, например, встречали сильных брутальных ребят, которым нипочем были ни завывания злобных тварей, ни мельтешение света, ни феи с топором маньяки с мачете, но стоит только показаться в коридоре маленькой девочке в белом платьице и заиграть детской мелодии из игрушки для колыбельки - все, гамон - был человек, и нет человека.
А теперь что касается блока в анкете о перфомансах и способах воздействия. Этот вопрос на самом деле очень важный и серьезный. Потому что как бы мы ни веселились, квесты - это игра, вид досуга, т.е. сфера услуг. А значит, все должно соответствовать стандартам безопасности. Сейчас очень много игроков требуют максимальный уровень воздействия при контакте с актерами. Мы не будем вдаваться в психологию и разбирать причины подобного явления. Кстати, бесплатно дарим профессионалам шикарную идею для кандидатской, а то и докторской (тут речь не о колбасе, если что). Отметим лишь, что это факт, и соответственно, по законам экономики, спрос рождает предложение. Но понятие “полного контакта” может не совпадать у игроков, актеров и квестмейкеров. Поэтому мы считаем, что сейчас просто необходимо изучить этот вопрос, чтобы все в дальнейшем получали удовольствие. 

Вам наручники или плеточку? 

Статья о квестах, квестоманах и статистике

Итак, начнем разбираться в глубинах нашего порока, наших тайных желаний нашей креативности. Более 50% опрошенных ответили, что не испытывают удовольствия, когда им причиняют боль. Это был бы вполне логичный ответ, если бы мы не слышали в частных беседах историй о том, как игроки сегодня чуть ли не через одного просят “сделайте нам больно, и посильнее”. То ли мы не с теми людьми общаемся, то ли нам нагло и бессовестно лгут, то ли просто скромничают в опроснике. Вроде логично: когда вас лупят - далеко не каждому это по нраву. Но ведь легкую перчинку никто не отменял, правда?
При составлении анкеты мы постарались максимально разделить различные уровни воздействия. Выражаем отдельную благодарность Leirza Kastodian-Smith, который героически вытерпел все наши дотошные расспросы и разъяснил-таки нам некоторые моменты по взаимодействию. Что тут можно отметить - 43 человека из опрошенных честно ответили, что предпочитают хард или хард с болью. 70 человек согласны на медиум - чтобы их потрогали, но без болевых ощущений. По личному опыту скажем так: где медиум - там и до харда рукой подать. 38 человек отказываются от контакта в принципе или предпочитают лайт. Какой вывод? Большинство желает контакта разной степени интенсивности.
Отдельно хотелось бы отметить один ответ, который нам показался весьма интересным для обсуждения и дальнейших размышлений - “Склоняюсь к хард, но актер в 99℅ случаев не обладает профессиональными физическими и медицинскими навыками... Поэтому все условно”. Весьма трезвое, на наш взгляд, замечание - для того, чтобы грамотно и без синяков бить, надо знать, куда, как и с какой силой.
Среди причин, определяющих выбор хсб, в лидерах реалистичный контракт и максимальное погружение. Для авторов было немного неожиданно, что на нехватку эмоций в реальной жизни указали только девять человек. Также среди нас шестеро признавшихся мазохистов, и отдельное спасибо тем семи смельчакам, благодаря которым мы удлинили себе жизни от смеха (ребята, вы сами знаете, как отвечали ).
Причины отказа от харда в пользу медиум режима, в свою очередь, абсолютно разные, хотя 50% респондентов банально не любят, когда им делают больно. В остальном ответы распределились практически равномерно: низкий болевой порог, боязнь ответки, недоверие актерам.
Лайт у нас выбирает только 23 человека, что составляет всего 15% опрошенных. Из них половина ссыкует и не любит контакт - и вам спасибо за откровенность!

Бей посуду, я плачу! или А чего это у вас инвентарь такой хрупкий?

Статья о квестах, квестоманах и статистике

Теперь поговорим о травмах. Скажем сразу - мы очень обрадовались, когда увидели по результатам, что среди ответивших практически не было случаев серьезных травм. Это очень радует и успокаивает, если честно. Умилили больше 50% ответов, по которым причиной травм стали или собственные действия, или действия своих же сокомандников. Это нам очень знакомо. Если убрать собственные косяки, то небольшой процент приходится на небезопасные локации, что нам кажется вполне понятным и объяснимым - сложно в логове маньяка или ночном лесу (или еще где, куда нас может завести буйная фантазия квестмейкеров) разложить пуфики, мягкие креселки и маты.
Весьма приятно удивило, что большинство игроков не оказывало актерам сопротивления во время квеста. Тут мы можем сделать лишь следующий вывод - наши люди, если уж и решаются идти на перфоманс, то внимательно читают-слушают правила-инструкции и стараются им следовать. Да, мы сами такие, мы молодцы. Хотя разочек все-таки малость сопротивлялись - когда были уверены, что актеры адекватные и никаких травм не нанесут. Гм, снова вопрос доверия.
Также подтверждаются стереотипы о доброте и скромности белорусов - мы чаще ломаем мебель, чем актеров, хотя и в том, и в другом случае аккуратных людей большинство. Вот тут авторы были слегка удивлены, т.к. сами не раз занимались незапланированным вандализмом. Фраза “я не знаю, оно как-то само” - это наш случай. 

Любой каприз за ваши бабки, или Только для взрослых

Статья о квестах, квестоманах и статистике

А теперь, господа, разом отвечаем на все высказанные и невысказанные возмущения и иже с ними - да, вип (он же премиум) режим существует. Да, такое возможно - в некоторых городах, где квест-индустрия развита намного больше, подобное мало у кого вызывает негодование. Даже в Минске такое есть - надо только знать, где искать. В конце концов мы все взрослые люди. Поэтому и решили без стеснения, открыто прощупать эту почву - готовы ли наши игроки к подобного рода проектам. И еще раз говорим спасибо всем ответившим, что им интересен подобный режим - 55,8 % опрошенных - вы наши герои. Хотя следует отметить, что на “идеальный премиум, в котором все ваши ожидания будут соответствовать действительности” согласны аж 72% респондентов, в то время как 28% не согласны. 28% - это 43 человека. В следующем вопросе “почему нет” снова неувязочка - всего 39 человек откликнулось. Где еще четверо? По пути передумали?
Несогласные не согласны в основном по двум причинам: противно, что к ним будут прикасаться, или они в отношениях. Про высокоморальность и бла-бла-бла, кстати, упомянул всего один человек (причем именно в такой формулировке).
Согласные массово согласны на стриптиз - аж 75%. Посмотреть у нас любит большинство, в то время как показать себя во всей красе готовы всего лишь 6,5%. А вот до белья раздеться могут (по крайней мере теоретически) 45% опрошенного населения. Кстати, мужчины, изъявившие желание целоваться с актером/актрисой - а вы реально готовы с актером? Или все же только актрису имели в виду? К полному контакту готовы всего 13%. Или целых 13% готовы к максимально полному контакту? Не знаем, думайте сами.

И обратная связь по вашим пожеланиям, мыслям и предложениям:

  • спасибо всем, кто нас хвалил, благодарил ( в том числе за титанический труд), называл котятками и желал добра - вы помогаете нам становиться лучше и здорово поднимаете настроение;
  • полный контакт - это именно то, о чем вы подумали;
  • нет, это не ролевые игры борделя;
  • нет, мы не собираемся открывать публичный дом;
  • нет, мы не собираем идеи для своего квеста (хотя...);
  • нет, не посодють, это теоретический опрос;
  • рубли проверили - все верно, это белорусские рубли;
  • в игру сыграть - готовы;
  • кто просил что-то поправить - что именно?
  • команда, которая любит хард, хард с болью, с намеками на пошлости, но без нее - вас реально актер пытался вот то, что вы написали?
  • Паша тоже передает привет, но поскольку это для мужчины 26-29 лет, то ему не очень интересно.

 

И в завершение.

Статья о квестах, квестоманах и статистике

Мы не устанем благодарить всех, кто ответил на наши вопросы и писал то, что думает, в комментариях и пожеланиях. Для нас это очень важно, правда. Это не просто так - мы считаем, что именно такого рода обсуждения помогают индустрии развиваться, становиться более интересной и востребованной.

Автор: Iryna

Автор: Green Fairy